поиск по сайту:

Главная>>> Декоративно-прикладное искусство>>> Обработка капа. Поделки из капа. Изделия из березового капа

Обработка капа. Поделки и изделия из березового капа

Обработка и поделки из капа

Обработка капа. Поделки и изделия из березового капа
Кап на стволе березы.

Из капа — этого необыкновенного по прочности и красоте материала — издавна изготовляли самые разнообразные поделки (шкатулки, портсигары, рамки и др.). Прекрасные образцы каповой, или, как ее называли, «репчатой» посуды, датированные XVI-XVII веками, хранятся в Оружейной палате Московского Кремля, а также в Загорском государственном историко-художественном музее-заповеднике. Глядя на них, не сразу подумаешь, что делались они топором, скобелем да ножом из куска дерева, или точнее, нароста на березе.

Название подобного нароста — кап, и происходит оно, как принято считать, от древнеславянского слова «кап», что значит голова. С первого взгляда растущий на дереве кап действительно напоминает по форме человеческую голову. Кап можно обнаружить как на ветвях старых деревьев, так и на самом стволе — стволовый кап. Если снять кору, то увидим, что «голова» вся покрыта бугорочками, сосочками, иголочками. Самый редкий и потому самый ценный кап находят, как правило, на ветвях. Обычно размеры его небольшие: 10...15 см, но иногда встречаются экземпляры до 40 см и более. Чтобы определить ценность нароста, мастер делал небольшой срез и сырой тряпочкой, а то и просто, в нетерпении послюнив палец, проводил им по срезу, чтобы увидеть главное — рисунок, неповторимый в каждой каповой «выплавке». Кап хорошо поддается обработке, не коробится, не трескается, не разбухает, не ссыхается, к тому же так прочен и увесист, что некоторые «умельцы» расточительно делают из него молотки-киянки.

Находят кап на дубе, грецком орехе, черной ольхе, осине, но чаще всего на березе. Иногда на одном дереве — несколько каповых наростов. Одни специалисты считают, что самая красивая древесина у березового капа, другие — у грецкого ореха. Капокорень не что иное, как кап, образовавшийся у корневой шейки дерева. Иногда он выступает над поверхностью земли. «Подземный» кап (на корнях) можно обнаружить по побегам, которые он пускает каждой весной. Эти нежизнеспособные, быстро увядающие побеги и дают в текстуре капокорня черные точки, расположенные среди более светлых по тону волокон ствола.

Капокорни бывают круговые, опоясывающие дерево, и однобокие. Последние чаще всего образуются с южной стороны. Самые крупные из капокорней достигают в диаметре до 2 м, а весом бывают в целую тонну.

Особенно крупными размерами отличаются дубовые и ореховые капокорни. Из таких не одну столешницу удается сделать. Старые мастера Вятки некогда пластинами, напиленными из капокорня, оклеивали мебель. Правда, корневой кап ценится не так высоко, как настоящий, выросший на стволе или ветке дерева. Древесина у корневого капа помягче, а рисунок — попроще. Крупный капокорень характерен для берез возрастом 70...80 лет, растущих свободно — на полянах или опушках леса. Как правило, каповые березы растут чаще всего в смешанном лесу, обычно вдоль ручьев, небольших речек, возле озер и болот, причем растут они обычно не слишком близко друг к другу.

Встречается у капа двойник — сувель. Эта древесная складка-наплыв, которая иногда образуется на месте сгиба или надлома молодого деревца. Древесина сувеля тоже достаточно крепкая. Из нее краснодеревщики делают ручки к инструментам, вытачивают кегли, крокетные шары. Отличить сувель от капа довольно просто, так как поверхность первого гладкая, а на его срезе (спиле) нет главного достоинства капа — красивой текстуры. На том же срезе видны лишь длинные и редкие зигзаги волокон.

Из капа изготавливают курительные трубки, чаши, шкатулки, портсигары, пудреницы, шахматы, ручки складных ножей, броши, футляры для очков, чернильные приборы и др. Мастер не сразу принимается за изготовление поделки из капа. Вначале наплыв выщелочивали в горячей воде, после чего пропаривали как следует в чугуне с деревянными опилками. И тогда бледный срез капа являл мастеру замысловатый рисунок. После этого капу давали время отлежаться на печи, просохнуть. Время сушки зависит от толщины наплыва и температуры нагретой печки. Обычно кап готов к столярной обработке через месяц-другой. И тогда в ход шли стародедовские рубанки, стамески, сверла, но только словно игрушечные, уменьшенные.

Обработка капа
Обработка капа.

При изготовлении шкатулки каповые дощечки подгоняют друг к другу, стараясь, чтобы у них был похожий рисунок текстуры. Весьма ответственная операция — изготовление у шкатулки деревянных шарниров. Нужно очень точно на соответствующих краях корпуса и крышки изделия сформировать закругленные зубцы (шипы) и углубления (пазы), чтобы зубцы корпуса как можно плотнее входили в углубления в крышке и наоборот. Тогда шарниры состыкуются без сучка и задоринки. Есть еще одна сложная операция — сверловка отверстий в деревянных шарнирах. Удобнее всего делать это тонкой стальной проволокой. Затем зачищают края шарнира, врезают замочек. И вот шкатулка почти готова. Осталось ее еще зашпаклевать, высушить, покрыть щелочным лаком. После того, как шкатулка постоит и просохнет, ее покрывают политурой, протирают спиртом и — снова «на выдержку». И опять полируют, пока дерево не станет янтарным, пока каждая прожилка текстуры не заиграет.

Попробуйте для начала сделать для своего деда трость. Технология проста. На металлический стержень (или трубку) попеременно надевают полые цилиндрики, выточенные из капокорня и обыкновенной березы. Чередование полос темного и светлого дерева приятно для глаза, тем более, что плотно подогнанные и вместе зачищенные и отполированные цилиндрики смотрятся, как единое целое. Венчает трость гладкая корешковая или резная березовая ручка.

С. Крылов.

Все материалы раздела «Декоративно-прикладное искусство»

Поделитесь этой страницей в соц. сетях: