поиск по сайту:

Главная>>> Декоративно-прикладное искусство>>> Основные принципы работы и обучения начинающего столяра

Основные принципы работы и обучения начинающего столяра

Здравствуй, дорогой читатель!

На этот раз мы обсудим основные принципы работы и обучения начинающего столяра. Конечно, даже строгое их соблюдение не позволит сразу и в полной мере овладеть столярным ремеслом, порой на это и целой жизни мало. Но следование этим принципам даст вам возможность быстрее и твёрже овладеть простейшими базовыми навыками, не спотыкаться уже на первых шагах и развиваться дальше.

1. Принцип базы

Основные принципы работы и обучения начинающего столяра Это основополагающий принцип столярного дела. Базовая плоскость, линия, кромка, угол — это берег, от которого мы отталкиваемся. Ровное вначале — ровное в конце. Это имеет отношение к заточке, разметке, работе любым инструментом, приданию заготовкам геометрии. Дайте мне базу, и я сделаю столярное изделие!

2. Принцип ограничения степеней свободы

Незафиксированная деталь всегда приводит к браку изделия или к травме во время работы. Верстак, тиски, струбцины, донца, стусла, кондукторы, направляющие, даже локти, прижатые во время работы стамеской к корпусу, — необходимые условия аккуратной и точной работы. На изготовление специальных приспособлений порой уходит до половины всего рабочего процесса, но впоследствии они позволяют сэкономить огромное количество времени и сил и существенно повысить качество работы.

3. Заточка столярного инструмента

До 15 % рабочего времени уходит на заточку. Заточить инструмент нужно один раз после приобретения, а вот доводить — как только стало некомфортно работать. Работа острым инструментом — наслаждение, тупым — неприятная трата времени.

4. Кризис первых неудач

Нужно помнить, что ремесло столяра, как и любое ремесло — это набор алгоритмов. В процессе обучения либо изготовления изделия почти неизбежно наступает кризисный момент, когда кажется, что то, чем я занимаюсь, — это не моё. Преодолеть это чувство — означает стать «алхимиком». В любом деле есть и рутина, и творчество, и кропотливый труд, и радость созидания. Терпение, аккуратность и снова терпение.

5. Принцип позитивного навыка

Начинающему столяру нужно правильно стоять за верстаком или станком, правильно держать инструмент, предварительно продумывать каждое своё действие. У работы «на авось» есть два последствия: либо отвращение к ремеслу, либо долгий и мучительный путь его освоения. Переучиваться всегда тяжелее. Если я устал, значит, что-то делаю не так.

6. Принцип инструментария

Мои изделия таковы, потому что мои инструменты и мои навыки позволяют мне сделать так. Один инструмент — один навык, универсального инструмента нет. Рубанок выравнивает плоскость, стамеска подрезает шипы, одной пилой не сделать одновременно и поперечный, и продольный распил и т. д. Набор инструмента, с одной стороны, ограничивает мои возможности, а с другой — в моих работах начинает прослеживаться определённый стиль.

7. Семь раз отмерь

Измерительные и разметочные работы производим одной и той же линейкой.

Пословицу «Семь раз отмерь, один раз отрежь» я бы дополнил: «Семь раз отмерь одной линейкой, один раз отрежь инструментом, к которому привык». А ещё постоянный самоконтроль развивает глазомер, чувство материала и инструмента, техническую интуицию.

8. Потоковая заготовка деталей

Когда в проекте присутствует несколько однотипных деталей, например два ящичка, то нет смысла сначала изготавливать целиком один, затем другой. Делаем заготовки на оба ящичка, размечаем шипы на всех заготовках и т. д. Нужно стараться доводить до конца однотипные операции по всей партии заготовок. При этом экономится время на перекладывании инструмента и возрастает точность работы.

9. Разметка и маркировка деталей

Принципы работы и обучения начинающего столяра При изготовлении изделия ручным инструментом даже однотипные соединения в итоге немного отличаются друг от друга. Каждое из них при этом становится штучным. Делать метки — очень важная и нужная часть работы. Особенно это значимо в момент сборки изделия, когда клей уже нанесён и шанса на ошибку просто нет.

10. Порядок работы

Сначала обрабатываем внутреннюю, наименее видную часть детали, изделия, потом лицо (видимая часть). Это относится и к черновому строганию, и к отделочным работам.

11. Столярные этюды

Очень важно, прежде чем приступить к ответственной части изделия, например, открытым шиповым соединениям, потренироваться на черновых заготовках, размять руку.

12. Рабочее место столяра

Порядок на верстаке — порядок в голове. Мастер отличается от ученика тем, что он уже сделал все те ошибки, которые ученику ещё только предстоит совершить. Он умеет предвидеть ошибку и, главное, исправить её. За набором правил и частностями нужно научиться видеть картину в целом, то есть понимать, ЗАЧЕМ и ПОЧЕМУ, суть и смысл процесса, а не пытаться запомнить КАК. В любом деле важно усвоить базовые вещи, а всё остальное можно вывести из них. Тогда развивается техническая интуиция, или, как её ещё называют, смекалка.

Сергей Клейн.

Все материалы раздела «Декоративно-прикладное искусство»

Предыдущие публикации:

 

Поделитесь этой страницей в соц. сетях: