поиск по сайту:

Главная>>> Идеи, советы, методики>>> Поиск и сбор металлолома

Поиск и сбор металлолома: где искать и как найти металлолом, как собирать и куда сдавать

Известно, что сбор металлолома является хорошим подспорьем в пополнении семейного бюджета. Цены на металлолом растут год от года, к тому же постоянно расширяется ассортимент принимаемого металлолома и снижаются требования по его разделке перед сдачей на пункт приема. Да и число пунктов приема металлолома увеличивается.

В данной статье мне хотелось бы поделиться своим трехлетним опытом сбора металлолома. При этом мы, конечно, будем заниматься цивилизованным сбором, который подразумевает полное отсутствие криминала — ничего не воруется, не разбираются лифты, не страдает железная дорога, не снимаются провода с линий электропередач и т. п. Лично я собираю металлолом в основном на вполне «официальных» свалках, благо их число вокруг нашего поселка непрерывно растет. Особенно хороши свалки, расположенные вокруг гаражей и строек.

Поиск и сбор металлолома — научный подход

Я предпочитаю комплексный подход к сбору металлолома, то есть осуществляю сбор, разделку и сортировку широкого спектра металлов и металлосодержащих изделий. Понятно, что собирать, например, только сталь или медь, просто не выгодно — собирать надо все, что принимают в пунктах приема. Кроме того, кое-что из собранного металлолома можно оставить для собственного потребления. Например, из кроватных уголков я сделал две теплицы под стекло и очень ими доволен.

Поиск и сбор металлолома: где искать и как найти металлолом, как собирать и куда сдавать
Рис. 1. Простейшее приспособление для погрузки крупногабаритных элементов металлолома на грузовик:
1 — аппарели (лаги) в виде прочных досок; 2 — упор.

Сборщиком металлолома может стать любой, имеющий склонность к этой новой «профессии» нашего времени или вынужденный заняться этим, в общем-то, не очень престижным делом. Замечу, что для получения хороших доходов надо быть хорошо технически вооруженным и достаточно здоровым, ведь иногда приходится, например, загружать 100-килограммовую чугунную ванну в одиночку. Еще обязательно понадобятся автомобиль и резак по металлу, в качестве которого подойдет или «болгарка» (точное название — машина ручная угловая шлифовальная электрическая) или газорезка. Я несколько лет тому назад поменял свою легковушку на бортовой УАЗ с пробегом около 100 тыс. км и прошедший капремонт. Высокая проходимость и простота обслуживания этой машины позволяют мне, особенно ранней весной и поздней осенью, избежать конкуренции со стороны других сборщиков, которым просто до свалок в это время не добраться. Для облегчения погрузки тяжелых элементов, например, батарей отопления, я всегда вожу с собой в машине две широкие и толстые доски (150х50 мм) длиной 2,6 м, что соответствует длине кузова УАЗа. На рис. 1 показаны аппарели (лаги) для погрузки на машину тяжелых и громоздких элементов лома, выполненные из упомянутых по размеру досок; здесь же показаны упоры, предотвращающие случайное сползание досок с кромки борта.

Кроме основных средств, необходимых для сбора металлолома (автомашина и «болгарка»), следует предусмотреть место сортировки металлолома по размеру и виду. Для этого подойдет, например, вместительный гараж, но я приспособился осуществлять подобную сортировку на дачном участке. Жужжание «болгарки» не слишком сильно выделяется на фоне стука молотков и визжания пил на соседних строящихся дачах, поэтому претензий по поводу производимого мною шума от соседей не имею. А чтобы накопившийся стальной и чугунный металлолом не мозолил никому глаза, я сделал метровой высоты загородку размером 4x4 м, для чего использовал семь старых деревянных дверей, оставив проход шириной примерно 2 м. В такой широкий проход легко заносить габаритные элементы металлолома. Попутно замечу, что по современным требованиям пунктов приема, наибольшие размеры сдаваемого металлолома должны вписываться в параллелепипед со сторонами 0,5х0,5х1,5 м. Все, что выходит за эти размеры, следует отрезать. Сверху собранный металлолом я накрываю черной полиэтиленовой пленкой. Дело в том, что сдавать черный металл следует зимой при высоких закупочных ценах (об этом чуть ниже). Вода же, попавшая на железки при наступлении заморозков, может так «сцементировать» эти железки, что придется потратить много сил на разборку такой смерзшейся кучи вторсырья.

Да, забыл сказать, что сборщику металлолома потребуется приобрести постоянный магнит, например, от динамика. Ведь только с помощью магнита можно отличить изделие из нержавейки от изделия из цветных металлов, если эти изделия, например, покрыты краской или лаком.

Если у вас нет газорезки, а имеется лишь, как в моем случае, «болгарка» мощностью 2 кВт, было бы неплохо приобрести переносную электростанцию мощностью 1...2 кВт. Мне удалось за небольшие деньги купить списанную армейскую однокиловаттную электростанцию УД1 — 230/0, которая исправно служит мне все эти годы. Правда, еще пришлось потратиться на вторую «болгарку» с отрезным кругом диаметром 125 мм (мощность этой «болгарки» должна соответствовать мощности имеющейся переносной электростанции). Такое дополнительное оборудование позволяет на выезде разрезать негабаритные трубы, арматуру, уголки и прочее под пригодный для перевозки размер (обычно это около 3 м). По приезде к месту разделки все эти «негабариты» распиливают уже мощной «болгаркой» на куски не более 1,5 м.

Кстати, отрезные круги я покупаю оптом и не обязательно новые (они могут быть остатками от больших отрезных кругов) на наших «блошиных» рынках — так дешевле. На малую «болгарку» я ставлю круги от более мощной, когда размер больших кругов станет равным 125 мм или меньше. Посадочные гнезда кругов под обе «болгарки» одинаковы и равны 20 мм, я выбрал такие «болгарки» при покупке.

Сборка и разделка металлолома является увлекательной, но довольно-таки тяжелой и небезопасной работой. Поэтому, как и на любом производстве, надо соблюдать технику безопасности. При погрузке без помощников не следует грузить методом кантовки или надвигом элементы весом более 100 кг даже с использованием упомянутых аппарелей. Лаги, конечно, должны иметь упоры (см. рис. 1), автомобиль при погрузке должен стоять на «скорости» на ручнике, что исключает его самопроизвольное перемещение. При резке металла обязательно надевать очки, работать разрешается только в рукавицах. Не следует разбирать незнакомые и закрытые брошенные емкости, в которых может оказаться, например, горючий газ, что чревато взрывом. Мне как-то пришлось разбирать мощный пневмоклапан (что-то вроде вакуумного усилителя) от какого-то грузовика. Отпиливаю центральный удерживающий болт, и все устройство почти что разлетается на несколько частей. Хорошо, что я, предвидя такое, прочно закрепил в тисках корпус пневмоклапана и встал с безопасной стороны. Оказывается, в пневмоклапане находилась мощная стальная (толщиной в палец) сжатая пружина — она и развалила всю конструкцию. Тогда я отделался поломкой отрезного круга «болгарки» и испугом. И все из-за какого-то одного килограмма алюминия! С тех пор все непонятные элементы я не разбираю и сдаю их как черный металл. По свалкам, особенно строительным, ходить надо в обуви с толстой и прочной подошвой (что-то вроде кирзовых сапог), иначе можно серьезно поранить ноги гвоздями, которые всегда присутствуют в таких местах.

Сбор металлолома — что где содержится?

Теперь немного о том, что же все-таки следует собирать и какова эффективность сбора металлического вторсырья. Начнем с самых распространенных объектов сбора металлолома, а закончим экзотическими.

Телевизор (ламповый) дает примерно 1,5 кг меди. Последнюю содержат трансформаторы (силовой, кадровой развертки, звуковой, строчной развертки), дроссель блока питания, отклоняющие катушки и катушки размагничивания, монтажные провода. Алюминия здесь очень мало — около 100 г (экраны ламп, экраны катушек, молдинг лицевой панели).

Телевизор (полупроводниковый) приносит еще меньше меди (около 0,5 кг). Дело в том, что все современные зарубежные и отечественные телевизоры имеют импульсный блок питания с очень маленьким высокочастотным трансформатором на феррите. Алюминия в таких телевизорах практически нет. Зато могут попадаться достаточно дорогие конденсаторы (см. таблицу).

Радиодетали, принимаемые как вторсырье, содержащие драгметаллы
(по состоянию на конец 2004 г., С-Петербург, радиорынок «Юнона»)

Название Тип (серия)
Микросхемы 100; 109; 112; 133; 134; 136; 140; 142; 217; 218; 533; 564; 573 и другие
Транзисторы «желтые»
Разъемы СССР
Конденсаторы керамические КМ-3, 4, 5, 6; К10-28; К10-47
Конденсаторы электролитические ЭТО-1...4; К-52-1; К-52-2; ЭТИ; К-53-1; 1А, 7, 18
Резисторы ППЗ-40, 41, 43, 45, 47; ПТП-1, 2, 5; ПЛП
Резисторы ПГПИЛ-М; ППМЛ-И; ГШБЛ; СП-5
Переключатели ПГ2, Пг-7, ЛР-2
Тумблеры П1Т3-1ВЛ1Т4-1В, ПМ12, ПМ15, ТВ-1, ТВ-2
Термопары ТПП, ТСП
Реле
РЭС-7 Все типы
РЭС-8 050; 051; 052 (выпущенные до 1971 г. включительно)
РЭС-9 201; 202; 08; 213Д15...218.01; 02 (выпущенные до 1986 г.); 09 01...1401
РЭС-10 300...305; 308; 311...320; 031-01...031-07 (выпущенные до 1983 г. включительно); 031-09...031-13
РЭС-15 Все типы, выпущенные до 1971 г.
РЭС-22 225; 231; 233; 023-09, 10, 11
РЭС-32 354...357; 335-06, 07
РЭС-48 Все типы
РПС-4, 5, 7 Все типы
РПС-11/7 Все типы
РПС-20 756; 761; 763
РПС-32 201,,,216
РПС-34 231...233 все (236 до 1976 г. включительно)
РПС-36 251...253; 256; 564 (выпущенные до 1976 г. включительно)
РП-4, 5, 7 Выпущенные до 1968 г.
Дп-12 902; 903; 906
РКМ, РКМН  

Холодильник компрессионный является для меня основным поставщиком меди. Сейчас такие холодильники часто выбрасывают по причине дороговизны ремонта и обилия в продаже современных сравнительно недорогих иностранных моделей. Так, двигатель компрессора содержит от 0,7 до 1,2 кг меди, но вот разобрать его без «болгарки» трудно. Поэтому обычно мои коллеги — сборщики металлолома сдают их в пункты приема без разборки по цене черного лома. Замечу, что при хорошем контакте с приемщиком пункта приема (а как без этого!) мне очень часто удается заменить сданные кем-то электромоторы от холодильников на какие-нибудь железки равного веса. После же разборки электромотора его цена увеличивается примерно в 5 раз. Иногда в старых компрессионных холодильниках радиатор изготовлен из медных трубок в виде змеевика, а это еще примерно 1 кг меди. Морозильная камера обычно «тянет» примерно на 1 кг алюминия (правда, иногда ее изготавливают из нержавеющей стали).

Электродвигатели, особенно мощные, являются хорошим поставщиком меди. Каждый киловатт мощности двигателя обеспечивает примерно 1 кг меди. Маломощные электродвигатели часто имеют алюминиевые корпуса. Без «болгарки» такой двигатель вы вряд ли разберете, а плавленый алюминий (если обжигать двигатель на огне) в пункте приема не принимают. В роторах современных электродвигателей, как правило, меди нет, а их обмотка в виде «беличьего колеса» изготовлена из алюминия. «Добывать» этот алюминий сложно, так что роторы приходится сдавать как черный металл.

Стартеры и генераторы автомобильные характеризуются высоким удельным выходом меди, так последняя присутствует как в статоре, так и в роторе этих устройств. Разборка их не представляет особого труда, все хорошо развинчивается и разбирается.

Арматура люминесцентных ламп (ЛЛ) включает в себя дроссели и соединительные провода. На одной такой лампе установлен один дроссель (0,2...0,3 кг меди). На стройках часто выбрасывают прямо-таки пачками отслужившие свой век люминесцентные лампы. Так что, несмотря на сравнительно малый удельный выход меди, такие лампы — это все-таки неплохой поставщик меди.

Трансформаторы содержатся практически в любой радиоэлектронной аппаратуре, поэтому подобная аппаратура является желанной «добычей» сборщика.

Магнитные пускатели имеют не только удерживающую медную обмотку (ее сразу любой сборщик изымает), но и медные шины. Но так как эти шины обычно анодированы и окрашены белой краской, их часто бросают, а зря — в них меди не меньше, чем в упомянутой катушке.

Реле, как правило, достаточно скромные поставщики меди, но иногда в каком-либо устройстве реле бывает достаточно много. Вот тогда игра стоит свеч. Заметим, что прежде, чем пустить реле в обжиг, необходимо посмотреть их паспорт и, может быть, их удастся сдать в приемку по другой статье, а именно, как содержащие драгметаллы (см. таблицу).

Поршни автомобильных моторов делают из алюминия, но для сдачи на приемный пункт надо выбить из них пальцы (предварительно сняв стопора) и снять с них кольца. Замечу, что корпус двигателя и коробки передач а/м ЗАЗ-968 изготовлены из магния, а он имеет низкую приемную цену.

Свинец, как известно, содержится в аккумуляторах и оплетках кабелей. Однако закупочная цена свинца сейчас такова, что нет никакого смысла его сдавать. Я его собираю в небольших количествах из спортивного интереса — делаю из него самодельную охотничью дробь.

Латунь и бронза составляют сравнительно небольшую долю от сдаваемых металлов и сплавов. Водопроводные краны, вентили, душевые трубки и шланги, шестерни редукторов, проволока — вот основные изделия из упомянутых сплавов.

Нержавеющая сталь принимается обычно по достаточно высокой цене. Детали из нержавейки имеются в стиральных машинах (бак, барабан), из нержавейки выполняют трубки нагревательных элементов — ТЭНов, а также морозилки от старых холодильников.

Черный металл (сталь и чугун) представлены на свалках очень широко. Это всевозможные водопроводные и газовые трубы, отрезки арматуры, детали автомобилей, болты, гайки и многое другое. Батареи отопления, ванны, стояки обычно изготовлены из чугуна. Замечу, что в отличие от стальных изделий к изделиям из чугуна нет жестких требований по их величине — можно сдавать чугун любого размера.

Тактика сбора металлолома

Блок-схема, поясняющая тактику сбора и реализации металлолома
Рис. 2. Блок-схема, поясняющая тактику сбора и реализации металлолома.

Организация сбора металлолома может быть представлена в виде блок-схемы, представленной на рис. 2. Все элементы этой блок-схемы, кроме хранения, очевидны и не требуют пояснений. А вот о хранении металлолома поговорим подробнее. Дело в том, что приемная цена на металлолом в течение года подвержена сильным колебаниям. Зимой металлолом принимают по высокой цене, а летом — по низкой. Объяснение простое: зимой металлолом собирать трудно, так как все занесено снегом, день короткий, с его вывозом и доставкой тоже проблемы. На рис. 3 представлены графики колебания закупочных цен на медь и алюминий (за 1 кг), а также сталь (за 10 кг) по кварталам в течение 2004 года. Из графиков видно, что со сдачей собранного металлолома торопиться не следует, если есть возможность, конечно. Сдавать металлолом летом, понятно, не возбраняется, но это не выгодно.

К экзотическим приемам добычи редких металлов можно отнести, например, сбор утерянных отдыхающими на пляже гражданами сережек, колец, крестиков из драгметаллов. При этом используются металлоискатели. Сам я таким сбором драгметаллов не занимался, так как у меня нет металлоискателя, который стоит весьма недешево. Но, честно говоря, мне хочется поработать с хорошим металлоискателем, поискать клады где-нибудь на развалинах усадеб и крепостей, а не только на пляже. Еще один необычный способ добычи металла я наблюдал года полтора назад. Физически крепкий молодой человек разбивал с помощью кувалды отслужившие свой век бетонные столбы — опоры линии электропередачи. Из каждого столба он при мне извлек по нескольку десятков кг стальной арматуры.

Годовое колебание закупочных цен на 1 кг меди, 1 кг алюминия и 10 кг стали
Рис. 3. Годовое колебание закупочных цен на 1 кг меди, 1 кг алюминия и 10 кг стали.

В заключение хочу поделиться некоторыми приемами сбора металлолома, позволяющими увеличить эффективность этого процесса.

Несколько раз за лето я расклеиваю объявления примерно следующего содержания: «Вывезу накопившийся у вас металлолом». Часто это срабатывает, так как обязательно найдется несколько человек, желающих избавиться от накопившегося хлама.

В частном секторе нередко бывают пожары. Имеет смысл предложить свою помощь по разборке пожарища в обмен на обгоревшие металлосодержащие элементы.

Медь добывают, обжигая двигатели, трансформаторы и прочие подобные изделия в костре. Золу такого костра я вывожу на официальную свалку и не использую на садовом участке.

Ускорить разборку двигателя и трансформатора в несколько раз позволяет «болгарка». С ее помощью отрезают торцевую часть обмотки двигателя, после чего оставшаяся в статоре обмотка вытаскивается из пазов целыми секциями, а не по отдельному проводку. Обмотка трансформатора режется поперек, после чего легко снимается с сердечника. Замечу, что неразобранные на пластины сердечники трансформаторов являются неплохим наполнителем при осуществлении бетонных работ (в качестве металлолома их не принимают).

Наиболее благоприятными днями для сбора металлолома являются выходные. Именно в эти дни народ избавляется от накопившегося хлама. Традиционный в нашей стране «субботник» (в конце апреля) — это горячий день для сборщика металлолома, тут уж дремать не приходится.

В. Гусев.

Все материалы раздела «Разное — идеи, советы, методики»

Поделитесь этой страницей в соц. сетях: