поиск по сайту:

Главная>>> Сад, огород, усадьба>>> Устройство для управления водяным насосом — блок управления насосом

Устройство для управления водяным насосом — блок управления насосом

Уверен, что многим нужен простой, надёжный и лёгкий в изготовлении блок управления водяным насосом. Предлагаю схему, которой в этом плане трудно найти равную, к тому же при самостоятельном изготовлении устройство обойдётся почти даром, так как не содержит дефицитных деталей, и все нужные детали обычно имеются в наличии. Магазинный же аналог данного блока «тянет» не на одну сотню рублей. Отмечу также, подобное устройство может работать и в системе водозабора, когда насос наполняет какую-либо емкость, и в дренажных системах при откачке воды из резервуара по мере его наполнения.

Простое устройство для управления водяным насосом — самодельный блок управления насосом

Схема устройства представлена на рис. 1. О деталях схемы мы поговорим ниже, а пока познакомимся с принципом действия датчиков уровня.

Устройство для управления водяным насосом — блок управления насосом
Рис. 1. Схема устройства для управления набором воды.

На рис. 2 приведена схема датчика для металлической емкости. Особенность ее состоит в том, что здесь один провод подключен непосредственно к баку, в результате уменьшается (на один) число необходимых проводов. Чувствительные элементы датчика — два штыря (электрода) из нержавеющей проволоки. У датчика для неметаллической емкости — две пары пластин (рис. З.), о конструкции которых будет рассказано ниже.

Схема установки датчиков (штырей) в металлической емкости
Рис. 2. Схема установки датчиков (штырей) в металлической емкости.
Схема установки датчиков в неметаллической емкости
Рис. 3. Схема установки датчиков в неметаллической емкости.

Принцип действия устройства для управления водяным насосом довольно прост. Рассмотрим случай водозабора в металлический бак, в котором установлен датчик из двух штырей (см. рис. 2). Для наглядности контакты К 1.3 реле К1, приведенного на схеме на рис. 1, нарисованы рядом с баком, на самом деле они, конечно, находятся внутри реле и подключены к датчикам проводами.

Пока воды нет, контакта между корпусом бака и электродом F1 не будет, следовательно, на управляющий электрод тиристора VS1 напряжение не подается, и он закрыт, реле К1 обесточено и его контакт К1.3 разомкнут, а контакты К1.1 и К1.2 замкнуты. Когда вода поднимается до штыря F1, то между ним и корпусом бака пойдёт ток, достаточный для того, чтобы открыть тиристор VS1. В результате сработает реле К, которое отключит насос, разомкнув контакты К1.1 и К1.2. Кроме этого, реле замкнет К1.3 и тем самым «удлинит» штырь F1, подключив к нему штырь F2, что обеспечит необходимый рабочий объём в баке, а значит, нормальную работу всей системы управления. Регулируемый объём воды, понятно, будет зависеть от разницы уровней нижних концов штырей F1 и F2. Этот объем желательно предусмотреть побольше, тогда насос станет реже включаться. Насос будет обесточен, пока вода не опустится ниже штыря F2, после чего насос снова включится и весь цикл заполнения бака повторится.

Часть схемы устройства для управления откачкой воды
Рис. 4. Часть схемы устройства для управления откачкой воды.

Для периодической откачки воды из резервуара (дренажа) потребуется у реле К1 заменить нормально замкнутые контакты К1.1 и К1.2 на нормально разомкнутые, как показано на рис. 4, при этом остальная часть схемы не изменяется.

Важное преимущество этой схемы состоит в том, что через контакты датчиков идёт переменный ток. Ведь при постоянном токе контакты корродируют, что приводит к нестабильной работе и даже полному отказу системы. На переменном же токе, как показывает практика, такие устройства работают безотказно.

Теперь о деталях. Трансформатор Т1 — сетевой, маломощный, подойдет и малогабаритный. Обмотка I — сетевая, на 220 В. Напряжение на вторичной обмотке II примерно вдвое больше знамения постоянного рабочего напряжения реле. Например, если обмотка реле рассчитана на постоянное напряжение 24 В, на вторичной обмотке II должно быть 48 В (на практике 40...50 В). Если реле греется, то последовательно с ним необходимо включать гасящий резистор, его сопротивление подбирается опытным путем. При этом напряжение как на обмотке II, так и на обмотке III не должно превышать безопасной границы в 70 В, так как в случае пробоя тиристора и диодов оно может оказаться на электродах.

Напряжение на вторичной обмотке III (5...30 В) определяется имеющейся у трансформатора обмоткой.

Если есть возможность, то попытайтесь отмотать часть витков от имеющейся второй вторичной обмотки или намотать новую (примерно 20...40 витков) из почти любого провода. Обязательно предусмотрите надежную изоляционную прокладку (из фторопласта, стеклоткани, ПВХ, ткани, пропитанной лаком), отделяющую вторичную обмотку от сетевой, чтобы на электроды не попало опасное напряжение 220 В.

Тиристор VS1 — типа КУ201 или КУ202 с буквенными индексами Д, Е, Ж, И, К и Л. При напряжении на вторичной обмотке III меньше 50 В подойдут также тиристоры с буквенный индексами В, Г, при напряжении менее 25 В — с индексами А и Б.

Резистор R1 ограничивает управляющий ток тиристора, обезопасивая его от сгорания при замыкании электродов датчиков. При напряжении на вторичной обмотке III менее 20 В резистор не нужен и его заменяют перемычкой, а вообще сопротивление резистора должно быть таким, чтобы при замыкании электродов датчиков ток, проходящий через управляющий электрод тиристора, был меньше предельно допустимого для этого тиристора. При увеличении напряжения на вторичной обмотке III сопротивление R1 пропорционально увеличивают по сравнению с номиналом, приведённым на схеме, при этом отклонение допустимо примерно на 40%.

Реле К1 подбирают в соответствии с напряжением на вторичной обмотке II (8...30 В), контакты реле должны быть рассчитаны на 220 В и ток вашего насоса. Например, для центробежного насоса мощностью 500 Вт контакты обязаны выдерживать ток более 2 А.

Конструкция датчика для неметаллической емкости
Рис. 5. Конструкция датчика для неметаллической емкости.

В качестве реле К1 подойдут РЭС 22 (24 В), РП21 (24 В) и др. Если нет реле, имеющего нужные замкнутые и разомкнутые группы, разрешается применить два и даже три параллельно включенных реле. В этом случае подойдут РЭС6, разные автомобильные реле и др. с подходящими контактами. При использовании автомобильного реле, возможно, потребуется большая мощность трансформатора. Диодный мост VD1 — любая сборка, например КЦ401. Для этого места подойдут диоды Д226, Д7, КД105, Д522 и пр. (ток моста не превышает 20 мА).

Электроды — штыри (см. рис. 2) устанавливают на изоляторах. Электроды датчиков, приведенных на рис. 5, сделаны из бритвенных лезвий с хромовым покрытием, укрепленных на П-образной пластине из диэлектрика: полиэтилена, ПХВ, фторопласта, оргстекла. Лезвия крепят любым способом, провода к ним припаивают с кислотным флюсом, пайку желательно защитить лаком.

Датчики устанавливают в емкости на нужном уровне. Зазор между электродами зависит от свойств воды и может потребовать подгонки. Он должен быть таким, чтобы при погружении электродов в воду реле чётко срабатывало. Это относится и к штыревым электродам.

В. Туманов.

Все материалы раздела «Сад, огород, усадьба»

Поделитесь этой страницей в соц. сетях: